Официальный сайт администрации переехал на INSTER39.RU


Euroregion / Еврорегион
Регламенты
Детские сады
Законодательство
ИТОГИ РАБОТЫ
Организации
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Советы депутатов
Учебные учреждения
Дела молодежные
Градостроительство
Блокнот
Лечебные учреждения
Муниципальный заказ
Туризм
Противодействие коррупции
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 2010
Экономика
Мун. имущество, земля -продажа
ТИК
ЖКХ
Газета
Культура и историческое наследие
Общественные организации


Галерея

Отель Кочар (реконструкция)
Черняховск.SU

Олень
Черняховск.SU


Сайт правительства Калининградской области

Портал государственных и муниципальных услуг Калининградской области

Государственный Интернет-Сайт правовой информации



Погода в Черняховске



Поиск по сайту:



Рассылки Subscribe.Ru
Лента RSS Chernyahovsk.SU "Черняховск.SU"


Новости

Черняховск.SU
26.03.2010
«К нам приходят, чтобы услышать подтекст»
Театр есть искусство отражать жизнь.
К. Станиславский

Международный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. Деятельность организации, согласно ее уставу, должна быть направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира». Членом МИТа Советский Союз стал еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия - постоянный член исполнительного комитета МИТа.
Международный день театра отмечается 27 марта. Это праздник не только   мастеров сцены - это праздник миллионов зрителей. Театру предрекали гибель сначала с появлением кинематографа, затем - телевидения. Но напрасно.
Черняховск некогда был театральным городом. Здесь существовало три театра. «Гражданином» в Доме культуры железнодорожников руководила Елена Александровна Сахарова. Подростковый театр «Романтик» находился  в Доме пионеров.  И наконец, театр «Радуга» располагался в районном Доме культуры. Черняховский театр воспитал целое поколение черняховцев, повлиял на их судьбы, сформировал жизненные позиции. «Театр, конечно, можно умертвить, закрыть, - говорит руководитель и режиссер народного театра «Радуга» Надежда Скрипченко, - но искусство от этого не умрет. Оно бессмертно». Сегодня Н.А. Скрипченко - в гостях у нашей редакции.

- Надежда Александровна, когда началось ваше увлечение театром?
- Я родилась с этим. У меня код и никогда не было других увлечений. Окончила театрально-режиссерский факультет Ленинградского института культуры. Но сначала поступала на актерский. Пыталась взять эту цитадель два раза, но... Переосмыслила, открыла справочник - и оказалась в Ленинграде. По распределению в 1969 году приехала в Черняховск. Здесь и осталась.
Любительский театральный коллектив, основа будущего театра «Радуга», в Черняховске существовал с 1947 года. Руководила коллективом Регина Валентиновна Гольдвер, которая и стала первым режиссером театра в 1966 году. В том же году театру было присвоено звание «народный».
Регина Валентиновна очень хорошо приняла меня - я стала ее помощником. Помню, власть финансировала каждую постановку спектакля. Заведующая культурным сектором горисполкома Надежда Владимировна Лавренюк всегда интересовалась, что нужно и в какой срок. Однажды нам понадобился огромный помост через всю сцену. Больше я этого вопроса не коснулась. Кто приобретал материалы, кто исполнял заказ?.. Конечно, в то время существовала иная финансовая ситуация.
Сегодня модно ругать советскую эпоху. Но я благодарна ей, ибо в то время два раза в год могла выезжать в Москву с творческими командировками. Я находилась в составе творческой лаборатории Леонида Ефимовича Хейфица при Всероссийском театральном обществе, смотрела репетиции уже ушедшего легендарного Анатолия Эфроса, репетиции Юрия Любимова на Таганке, слушала лекции искусствоведа Анатолия Смелянского, когда он был только начинающим критиком.
- Был ли в то время какой-то особенный творческий подъем у народного театра «Радуга»?
- Вспомнить можно многое. Культовый спектакль «Святой и грешный» по пьесе Михаила Варфоломеева, «Казакин» Жана-Батиста Мольера. Был великолепный спектакль «Божий одуванчик» в главной роли с Ксенией Дмитриевной Гектор. Был шикарный «Бесприданник».
А пик творчества?.. Наверно, его еще не было.
- А кто  блистал на сцене районного Дома культуры в составе театра «Радуга»?
- Ксения Дмитриевна Гектор - наш самый главный талант. Ей 87 лет, но она до сих пор в строю - играет в нашем театре.
Через театр прошло много талантов. Юрий Гаврилов, Елена Соллогуб, Людмила Праздникова, Софья Жихарева, Людмила Терентьева, которая теперь Ганевская. Наталья Зинович - характерная актриса. Воспитанник нашего театра - Андрей Попов, который сегодня является заместителем министра культуры Калининградской области.
Сегодня на сцене театра играют Аркадий Ханеня, Эдуард Бейлин, Екатерина Ищенко и многие другие.
Театр не может существовать без оформления, это искусство синтетическое. Визуальное восприятие - декорации, костюмы - очень важно. Они безусловно мертвы, пока их не оживит актер. Без этих компонентов театр не будет ярким и выразительным. Именно поэтому роль художника в нашей «Радуге» велика. И эту миссию с 1974 года выполняет Ольга Викторовна Степанова, очень застенчивый, но очень творческий человек.
- Вы принимаете участие в театральных фестивалях?
- Очень радостно, что несколько лет тому назад появился региональный фестиваль «Прикосновение». До этого в подобного рода театральном конкурсе, посвященном юбилею Великой Октябрьской социалистической революции, мы участвовали в 1977 году.
В фестивале студенческих театров «Равноденствие» мы не можем участвовать в силу возрастного ценза. «Прикосновение» хоть и молодежный фестиваль, но инициатор - университет им. И. Канта - к нам благосклонен. В 2008 году мы приняли участие в нем с «Бедой от нежного сердца», а в 2009 со спектаклем «Месье Амилькар, или Человек, который платит». Стали дипломантами. А последний диплом от Дома народного творчества был с такой формулировкой - «За сохранение традиций классического любительского театра». Это именно то, к чему всегда стремился наш коллектив.
- Что представляет ваш театр в его нынешнем состоянии?
- Театр - живой организм. Меняются актеры, меняются взгляды на жизнь, меняется отношение к театру, меняется сам театр, его эстетические принципы. Может, я этого и не ощущаю, поскольку целиком поглощена работой, но, наверняка, я и сама меняюсь. Однако стараюсь сохранить идейно-эстетические традиции театра. Это стержень, который не даст упасть. Может быть, поэтому мы и выжили. А если бы пошли на поводу у сиюминутной востребованности, то театр бы погиб. Нам настойчиво предлагали всевозможные «малые формы», работу на равлечение... Но у нас не так много времени, чтобы тратить свою жизнь на некачественную драматургию, на потребу дня. Предназначение театра в ином.
- Почему - «Радуга»?
- Основатели театра предполагали, прежде всего, многоцветье драматургии, творчества. А также различных многонациональных культур - ведь это был Советский Союз.
Но случилась комичная ситуация, когда в 70-е годы прошлого столетия в городе открылся ресторан «Радуга». Тогда я пошла к зампредседателя горисполкома Команенкову и начала возмущаться: «Как можно было такое сотворить?!» Он мне сбивчиво: «Простите, как-то не подумали». А мы тогда сочинили частушку: «Ресторан у нас открыли, тоже «Радугой» зовут, теперь думаем-гадаем, куда зрители пойдут?»
- Ну, умный зритель конечно же пошел к вам. Что вы ему всегда старались преподнести?
- Обратить внимание на те проблемы, которыми мы живем. На те проблемы, которые были, есть и будут в обществе. Психологический тип человека проявляется по неизменному закону, но в разных обстоятельствах.
Театр - это не развлечение, к нам приходят, чтобы услышать подтекст. И, конечно, получить удовольствие. Зрителей в театре не может быть много, это не массовая культура. Как сказал Олег Табаков, в театр ходят всего лишь семь процентов населения в любой стране мира. Конечно, семь процентов в Москве и столько же в Черняховске - разные вещи.
...Театр нужно культивировать. А наше государство потеряло нравственные ориентиры. Премьер Путин, выступая по телевидению, рассуждал о том, чтобы снять налоги с образования и медицины. Оговорился о культуре и сразу же поправился...
- Почему человек должен ходить в театр?
- ...Театральное искусство скоротечно. Картины остаются в музеях, фильмы и музыкальные произведения - на пластинках и дисках, а спектакль... Это живое, оно сейчас...
Театр - лакмусовая бумажка, он всегда чувствует время. Мы же не все подряд ставим. Мы берем то, что перекликается с сегодняшним днем. Завтра у нас премьера спектакля «Свои люди - сочтемся»... Сочтемся...
Это спектакль-предупреждение. Увидит зритель, поймет, значит, мы старались не зря. Хотя понять, разумеется, дано не каждому... Но, как говорил великий Станиславский, «мы не будем разубеждать зрителя. Пусть он будет уверен в том, что идет в театр, чтобы развлекаться. Пусть. Но мы закроем двери, погасим свет... И будем делать с ним все, что захотим».
Вспоминает Ксения Дмитриевна Гектор:
«Радуга» родилась из любительского коллектива железнодорожников. С Региной Валентиновной Гольдвер я познакомилась осенью 1948 года именно там. Тогда образовалось два драматических коллектива - наш и «Гражданин» Елены Александровны Сахаровой. Специфика работы - обслуживали все совхозы, колхозы, все районные площадки по праздникам. Концертная деятельность состояла из миниатюр, художественного слова, отрывков драматических произведений. Приезд артистов – это всегда было большим событием. Все собирались и культурно отдыхали в этот вечер.
Где-то к  50-летию советской власти мы попали на большую сцену - в Калининградский драматический театр. Анатолий Дмитриевич Лунин играл Владимира Ильича Ленина. Играли исторический момент провозглашения советской власти... Ленин вышел за трибуну. Мы рядом - я была учительницей, Валентина Дмитриевна Прокопенко - медсестрой, у каждого была своя роль. Зал встал... А мы все на сцене замерли: просто не ожидали такого приема.
В 1966 году свои двери для горожан распахнул Дом культуры и Регина Валентиновна получила предложение открыть здесь театр. А в 1967 году мы уже давали спектакль «Отважное сердце» по пьесе И. Эвальд. Спектакль революционный, одноактный. Тюремная камера, где собираются революционеры. А еще там девка из шалмана - Сонька. Эту роль играла я. Регина Валентиновна была надзирательницей - такая глыба с перевязанным глазом. Сонька называла ее «одноглазой камбалой»... Я старалась показать Соньку человеком, который потрясен гибелью революционерки... С этим спектаклем мы имели большой успех. Год был успешным.
А потом изменилась структура нашего театра. Мы оставили миниатюры и начали работать над большими спектаклями. Меньше стало выездов, появилась своя площадка, свой зритель. И 27 марта мы всегда готовили большую программу.
Зритель... Он разный. Перемена времени всегда влияет на него. Одно дело -  духовная жизнь, как вчера, а другое - материальные блага, как сегодня. Это очень влияет и на репертуар. Надо стараться и зрителю угодить и себя сохранить. Сложно...


Другие новости: